Старые седые самураи еще помнят, что ровно 80 лет назад, 24 октября 1944 года, когда они были совсем юными безусыми самураями, прогремели первые залпы крупнейшего в мировой истории морского сражения, в котором погибли 12 с половиной тысяч отважных воинов страны Ямато, а вместе с ними ушли на дно надежды Японской империи на победу в великой Тихоокеанской войне. Обычно его называют сражением в заливе Лейте, хотя, география этой битвы была гораздо шире и охватывала пространство почти в 1500 километров вдоль побережий Филиппинского архипелага.В эпической четырехдневной битве принимали участие девять японских линкоров, в том числе два крупнейших в мире суперлинкора "Ямато" и "Мусаси", четыре авианосца, 20 крейсеров, включая 14 тяжелых, а также 35 эсминцев и более 300 самолетов. Но противостоящий им флот США был несравнимо сильнее: 12 линкоров, восемь тяжелых и 24 легких авианосца, 24 крейсера, 166 миноносцев и свыше 1500 боевых самолетов. Пятикратное превосходство американцев в воздухе однозначно решило исход сражения.Японцы были вынуждены отступить, потеряв все свои авианосцы и всю авиацию, плюс — три линкора, 10 крейсеров и 11 эсминцев. Несмотря на то что в этом сражении они впервые массово применили "ударные отряды специальных атак", то есть, летчиков-смертников, таранивших вражеские корабли, им удалось потопить всего лишь один легкий и два малых эскортных авианосца, а также — три эсминца.
Правда, еще шесть авианосцев и много других кораблей получили серьезные повреждения и надолго отправились в ремонт. 255 американских самолетов были сбиты японскими летчиками и зенитчиками или затонули вместе с погибшими носителями. Потери американского флота в личном составе достигали 3000 человек, из них 1600 убитых и пропавших без вести.После битвы в заливе Лейте война продолжалась еще 10 месяцев, но исход ее, по сути, был уже предрешен. Далее — подборка рисунков и фотографий с изображениями некоторых эпизодов битвы и ее участников. Рисунки — не мои, их авторов я, к сожалению, не знаю, а потому не указываю.Стратегическая карта начального этапа сражения и тактическая схема его кульминации — попытки прорыва японской эскадры через пролив Суригао.
Легкий авианосец "Дзуйхо", погибший 25.10.44 от попаданий четырех 500-фунтовых бомб и двух торпед.Легкий авианосец "Читозе" (или "Титосе"). Погиб утром 25.10.44, получив три торпеды и несколько бомб от американских самолетов с авианосца "Эссекс". Вместе с ним утонули 903 члена команды, включая капитана."Дзуйкаку" — единственный тяжелый авианосец японского флота, участвовавший в битве и последний ветеран атаки на Перл-Харбор. 25.10.44 потоплен американской авиацией в 220 милях от мыса Энганьо.Тяжелый крейсер "Могами". 25.10.44 получил фатальные повреждения от атак американских палубных бомбардировщиков, потерял всю артиллерию, лишился хода и после эвакуации команды был добит торпедой с эсминца "Акебоно".Однотипный с "Могами" крейсер "Судзуя". 25.10.44 совместно с другими кораблями японского ударного соединения утопил артиллерийским огнем эскортный авианосец "Гамбьер Бей", а также эсминцы "Сэмюэл Робертс", "Джонсон" и "Хоэл", но потом подвергся атаке палубной авиации и получил несколько бомбовых попаданий, одно из которых вызвало детонацию торпед и снарядных погребов. Погибло более 500 человек команды, уцелевшие покинули корабль, который вскоре затонул.Японский сверхлинкор "Ямато" под ударом американских бомбардировщиков в проливе Суригао 24.10.44. Видно попадание 500-фунтовой фугасной бомбы в носовую часть, которое не нанесло кораблю серьезных повреждений. В этом сражении он выжил в отличие от своего систершипа "Мусаси", потопленного вечером того же дня."Мусаси". В проливе Суригао американцы поразили его двадцатью торпедами и семнадцатью бомбами массой от 500 до 1000 фунтов (250-500 кг). За этот успех они заплатили пятью самолетами, которых удалось сбить корабельным зенитчикам.Впечатляющая мощь: американские линкоры и авианосцы на пути к Филиппинам.
Тяжелый авианосец "Энтерпрайз", пожалуй, самый знаменитый корабль ВМС США времен Тихоокеанской войны. В ходе сражения в заливе Лейте его самолеты сыграли главную роль в потоплении линкора "Мусаси" и трех японских авианосцев.Авианосцы "Эссекс" и "Интрепид" — активные участники битвы в заливе Лейте.Камикадзе врезается в палубу "Эссекса". Этот таран не привел к гибели корабля, но надолго вывел его из игры.Легкий авианосец "Принстон". 24.10.44 он получил две 250-килограммовые бомбы с японского пикировщика "Суисей". Одна из них взорвалась на ангарной палубе, вызвав детонацию торпед, подвешенных под стоявшими там торпедоносцами "Эвенджер". Через полчаса прогремел новый взрыв, окончательно разрушивший корабль, но не отправивший его на дно. После эвакуации остатков команды, в которой погибли 229 человек, авианосец был добит торпедами американских эсминцев.
"Принстон" после второго взрыва.
Фотография и проекции малого эскортного авианосца "Сент Ло" — первого корабля, потопленного дуновением божественного ветра утром 25.10.44. Авианосец затонул через полчаса после того как "Зеро" с 250-килограммовой бомбой пробил полетную палубу и взорвался на ангарной, вызвав пожар и взрывы цистерн с бензином. Но из 889 человек команды погибли только 143, остальные успели спастись.Взрыв камикадзе, погубивший "Сент Ло".
Эскортный авианосец "Гамбьер Бэй" и его авиагруппа, состоявшая из 20 "Уайлдкэтов" и восьми "Эвенджеров". Корабль был потоплен артогнем 25.10.44 у острова Самар.
"Эндерсон" — один из 166 американских эсминцев, принимавших участие в сражении у филиппинских берегов.Истребители "Хеллкэт", одержавшие большинство воздушных побед в сражении над заливом Лейте.
Торпедоносцы "Эвенджер" и пикирующие бомбардировшики "Хеллдайвер" — виновники гибели почти всех японских кораблей, уничтоженных в сражении в заливе Лейте.
Комментарии (0)