
Ровно 100 лет назад потерпел катастрофу ZR-1 "Шенандоа" — первый дирижабль-гигант американского флота с жестким дюралюминиевым каркасом, сделанный по образцу трофейного "Цеппелина" L-49, сбитого в 1917 году над Францией. Но, в отличе от немецкого прообраза, его заполнял не огнеопасный водород, ставший причиной гибели большинства дирижаблей в годы Первой мировой, а инертный и негорючий гелий.
"Шенандоа" был первым в мире гелиевым дирижаблем, появившимся благодаря тому, что США первыми и на тот момент единственными в мире отработали технологию промышленного производства "солнечного газа". И могли себе позволить наполнять им воздушные суда, хотя гелий стоит во много раз дороже водорода.
В остальном ZR-1 был похож на "Цеппелин" как внешне, так и по внутреннему устройству. Его длина составляла 207 метров, диаметр — 24, объем — 60 тысяч кубометров, масса — 32 тоннны, экипаж — 25 человек, вооружение — 6 пулеметов "Льюис" и 1800 кг бомб. Пять 300-сильных моторов "Паккард" позволяли развивать скорость 110 км/ч, а запаса бензина хватало аж на 8000 километров.
Из-за своей негорючести "Шенандоа" считался надежным и безопасным воздушным кораблем и носил неофициальное прозвище "Королева облаков". Однако, царствовала "королева" недолго, менее двух лет. Вступив в строй 10 октября 1923 года, она погибла 3 сентября 1925-го. Оказалось, что пожары — далеко не единственная напасть, поджидающая дирижабли в небе.
В тот день ZR-1 летел над Охайо, отправляясь в рекламно-презентационный тур по западным штатам. На пути ему встретился мощный грозовой фронт, который не удалось обойти. Корабль попал в зону исключительно сильной турбулентности и разнонаправленных воздушных потоков, которые сперва оторвали от корпуса носовую гондолу управления, а потом и вовсе разорвали дирижабль пополам. Половины раздельно упали на землю довольно далеко друг от друга.
При этом погибли 14 из 43 человек (членов экипажа и пассажиров), находившихся на борту, в том числе — все шестеро обитателей носовой гондолы, включая командира корабля Захария Лэнсдауна.
Однако эта катастрофа не привела к прекращению строительства надувных гигантов. Наивысший расцвет эпохи дирижаблей был еще впереди и пришелся он на 1930-е годы. Понадобилось еще несколько громких трагедий с многочисленными жертвами, прежде чем энтузиасты дирижаблестроения осознали истинность фразы одного из французских воздухоплавателей, произнесенной еще в середине XIX века: "Невозможно господствовать над воздухом, будучи легче воздуха!"

Слева — сборка в эллинге ажурного каркаса "Шенандоа". Справа — первый командир экипажа, коммандер МакКрэри в рулевой рубке.

Наружный вид носовой гондолы.

"Шенандоа" у приичальной мачты.


Упавшие носовая и хвостовая части дирижабля, окруженные любопытными местными жителями.
Комментарии (0)