
Ровно 80 лет назад, 7 марта 1945 года, впервые поднялся в воздух прототип первого в мире вертолета так называкмой продольной или тандемной схемы под индексом PV-3, разработанного американским инженером, сыном польского эмигранта Франтишеком (Фрэнком) Писецким. У нас, чтобы не вызывать щекотливых ассоциаций, принято писать его фамилию как "Пясецкий".
У вертолетов подобной схемы несущие роторы расположены друг за другом, в носу и на хвосте, что упрощает балансировку и устраняет необходимость в рулевом винте. В СССР и в России эта схема не получила распространения, но в США благодаря Писецкому и его фирме она стала весьма популярной, особенно — в области тяжелых военно-транспортных винтокрылых машин.
Самый удачный и распространеннный вертолет Писецкого, построенный по этой схеме, — СН-47 "Чинук" выпускался в течение 50 лет и был растиражирован в количестве более 1200 экземпляров. Ну а перевенец семейства PV-3, впоследствии переименованный в HRP и получивший за характерную форму фюзеляжа прозвище "Летающий банан", построили всего в 28 экземплярах, которые использовались для испытаний и отладки различных систем, узлов и агрегатов.
Впоследствии из них сформировали две вертолетные эскадрильи в составе Береговой охраны и Корпуса морской пехоты США, которые отрабатывали поисково-спасательные, санитарно-эвакуационные и военно-транспортные операции. В 1947 году во время военных маневров с этих машин был высажен первый в мире учебный вертолетный десант.
В 1849 году Писецкий спроектировал и предложил армии США усовершенствованнй вертолет на базе HRP, получивший обозначение Н-21, официальное название "Шони" и неофициальное прозвище "Воркхорс" — "Рабочая лошадь". Благодаря успешной опытной эксплуатации HRP его без проблем приняли на вооружение и запустили в крупную серию. "Шони" выпускался с 1952 по 1959 год, в том числе — на экспорт. Он активно применялся французами в колониальной войне в Алжире и американцами — на раннем этапе Вьетнамской войны. Но это уже другая история.
На заставке — первый прототип PV-3, который летал без обшивки, благодаря чему на фото прекрасно видно его внутреннее устройство: ажурный трубчатый каркас, двигатель, бензо- и маслобаки, карданные передачи к винтам и членов экипажа.

Последующие экземпляры получили общивку, частично состоявшую из гнутых дюралевых листов, а частично — из полотна, В центре фюзеляжа, между пилотской кабиной и бензобаком, оборудовали грузопассажирский отсек, вмещавший шестерых десантников или тромх раненых на носилках с сопровождающими санитарами или 2000 фунтов (900 кг) груза, что было по тем временам отличной грузоподъемностью для винтокрылой машины. На фото — вертолет, принадлежавший Береговой охране США.

HRP на надувном амфибийном шасси.

Машина Корпуса морской пехоты с подвешеннной полевой пушкой на заре вертолетных аэромобильных операций.

Еще один вертолет морской пехоты на аэродроме, прицепленный к трактору-буксировщику.

HRP с измененной формой остекления кабины. Обратите внимание на забавную табличку, предупреждавшую автоводителей о вертолетах.

Первый вертолетный десант.
Комментарии (0)