Как будто, в подтверждение поговорки "беда не приходит одна" 26 октября 1916 года, то есть,
Разгрузка шла неспешно, поэтому к 26-му успели выгрузить только 700 тонн, опасной "начинки", которая была временно складирована на причале, в непосредственной близости от парохода. При взрыве "Барона" все это детонировало, увеличив размеры катастрофы. Чудовищный взрыв мощностью более двух килотонн был слышен за десятки километров, в радиусе нескольких километров в домах вылетели стекла, а люди упали на землю, сбитые с ног ударной волной.
От "Барона Дризена" практически ничего не осталось. Большое судно водоизмещением 7000 тонн и длиной 135 метров - флагман Северного торгового пароходства - буквально разнесло вдребезги. Кроме него был разрушен и впоследствии затонул стоявший в акватории порта английский пароход "Эрл оф Фарфор", на котором погибло 27 моряков (России пришлось выплачивать его стоимость и компенсации семьям погибших), буксир "Рекорд", почтовая баржа и 100-тонный плавучий кран. Еще два плавкрана и более 40 различных судов получили повреждения разной степени тяжести.
В самом порту взрывной волной смело 27 бревенчатых складских пакгаузов, кирпичные здания электростанции и и пожарного депо, а также пять других построек. Убытки только от потери хранившихся в пакгаузах импортных военных грузов, оценивались в 80 миллионов рублей золотом. Почти все люди, находившиеся на территории порта, были убиты, ранены или тяжело контужены. Многие раненые умерли, не дождавшись помощи, потому что медики, пожарные и спасатели добрались до места катастрофы только через полчаса и еще много времени ушло на тушение пожаров и разбор завалов.
С 26 октября по 8 ноября в порту было обнаружено 607 трупов и множество фрагментов тел. Еще 539 работников порта и 312 военнослужащих числились пропавшими без вести. Таким образом, общее количество жертв составляло 1458 человек, что делает бакарицкий взрыв одной из крупнейших катастроф в российском флоте.
Как и в случае с "Императрицей Марией", следствие, длившееся более года, так и не смогло установить причину трагедии. Разумеется, первой и основной была "диверсионно-террористическая" версия. Под подозрение сразу попали капитан "Барона" Фриц Дрейман, его старший помощник Дитер Ахман и третий помощник Николай Казе. Все они, как видно из фамилий, были этнические немцы и все они выжили, поскольку в момент взрыва находились в Архангельске, что было вдвойне подозрительно.
Однако доказать. что именно они организовали взрыв, следователям не удалось. Подозреваемые, естественно, свою вину отрицали, а "кровавая царская охранка" почему-то не догадалась применить высокоэффективные и проверенные временем методы дознания с выбиванием зубов и ломанием ребер, что, как известно, хорошо мотивирует почти любого человека признаться в чем угодно.
Незадолго до Февральской революции морской министр адмирал Григорович, ознакомившись с материалами следственного дела, приказал освободить всех подозреваемых под негласный полицейский надзор. Их дальнейшая судьба неизвестна. При Временном правительстве следствие продолжалось, не дав никаких результатов, а после Октябрьского переворота и начала Гражданской войны оно было прекращено, так как всем стало не до того. В результате, бакарицкая катастрофа пополнила длинный список неразгаданных тайн российской истории.
На заставке - "Барон Дрейзен". Это бывший германский торговый пароход, который начало Первой мировой войны застало в одном из русских портов. где он был конфискован и включен в состав российского флота. Большинство командного состава судна, включая капитана и его помощников, составляли остзейские немцы. Отправку корабля с таким персоналом за чрезвычайно опасным военным грузом вряд ли можно назвать разумным и дальновидным решением.
Схема бакарицкой катастрофы. Красный овал - местоположение взорвавшегося судна, заштрихованная территория - зона сплошных разрушений.
Солдаты на месте взрыва. На заднем плане - остовы опрокинутых и сгоревших железнодорожных вагонов.
Снимок сделанный после расчистки территории. Сзади видны руины двухэтажных пакгаузов.
Воронка на месте взрыва сложенных на причале ящиков со взрывчаткой. Сзади - одно из поврежденных транспортных судов.
Комментарии (0)