Ровно 110 лет назад, 27 октября 1914 года, подорвался на мине и через несколько часов затонул британский линкор-сверхдредноут "Одэйшес" — самый крупный, самый мощный и самый дорогой боевой корабль, погибший за всю предыдущую историю человеческой цивилизации.
"Одэйшес" имел длину 182 метра, водоизмещение — более 25 тысяч тонн и экипаж — 900 человек. Понимая, какой удар по психике британского населения может нанести эта новость, английские власти решили наглухо скрыть от своих граждан любую информацию о гибели линкора.
А чтобы у подданных британской короны создавалось впечатление, будто "Одэйшес" по-прежнему остается в строю, в газетах время от времени стали появлятся упоминания о нем, как о действующем и несущем боевую вахту корабле. А также — его фотографии, снятые еще до войны, но подписанные так, будто они сделаны недавно.
Эта пропагандистская мистификация длилась более четырех лет, вплоть до конца Первой мировой войны, а о потоплении линкора с указанием реальной даты было официально объявлено только 14 ноября 1918 года, через три дня после прекращения боевых действий!
Впрочем, для немцев потопление "Одэйшеса", разумеется, не было секретом. Германская разведка узнала о нем очень быстро и уже 19 ноября 1914 года немецкие информагентства на весь мир объявили о том, что сверхдредноут лежит на дне.
Но англичане это сообщение проигнорировали и продолжали упрямо талдычить, будто "Одэйшес" находится в строю! Примерно как если бы у нас до сих пор упорно отрицали гибель крейсера "Москва" и регулярно сообщали о том, что он как ни в чем не бывало несет службу, время от времени публикуя его "свежие" фотки.
В этой истории удивляют две вещи. Во-первых, то, что столь огромный и защищенный корабль пошел ко дну от одной-единственной морской мины, хотя, подобные повреждения нередко выдерживали гораздо более мелкие суденышки. Англичане объясняют это неисправностью части аварийных люков, которые не удалось задраить, чтобы предотвратить распространение воды по корпусу, а также — нерасторопностью и ошибочными действиями аварийных команд. В общем, от ошибок, поломок и раздолбайства, как говорится, никто не застрахован.
Но второй момент гораздо поразительнее: как англичанам удавалось так долго скрывать "исчезновение" одного из крупнейших и мощнейших кораблей своего флота? Тем более что почти весь экипаж, за исключением одного случайно погибшего матроса, удалось спасти, а в спасательной операции участвовали крейсер "Ливерпуль", несколько эсминцев и суперлайнер "Олимпик" (систершип знаменитого "Титаника"), на которых было в общем счете свыше двух тысяч моряков.
Общее же количество людей, которым, в соответствии с их служебными обязанностями, было известно о гибели линкора, достигало нескольких десятков тысяч. И все эти "мальчиши-Кибальчиши" четыре года держали языки за зубами, не допуская утечки засекреченных сведений. Такое умение хранить тайны вызывает уважение. Впрочем, у нас тоже умели прятать
Вверху — английская почтовая открытка с изображением "Одэйшеса".
Одна из довоенных фотографий линкора, вступившего в строй в августе 1913 года.
Эвакуация команды тонущего "Одэйшеса". На переднем плане - эсминец "Фьюри". Снимок сделан с палубы "Олимпика".
Еще одна снятая с "Олимпика" фотография тонущего "Одэйшеса", спасательных шлюпок и эсминцев, участвовавших в спасательной операции.
Комментарии (0)