Ровно 80 лет назад, 19 ноября 1931 года совершил первый пассажирский рейс авиалайнер S-40 - первый тяжелый четырехмоторный самолет Игоря Сикорского, сделанный в США. Если своего первого российского летающего гиганта Сикорский назвал "Русским витязем", то этой машине по аналогии подошло бы название "Американский витязь". Впрочем, S-40 был не похож на своего русского предка. Как видно на фото, он представлял собой огромную летающую лодку - амфибию двухбалочной "рамной" схемы с подъемным колесным шасси и крылом типа "парасоль".
Самолет был сделан по заказу авиакомпании РАА (Pan American Airways) для перевозки пассажиров над Карибским морем из Майями на Кубу, а далее - на Ямайку, в Колумбию и Панаму. Для дальних полетов его оборудовали мощной радиостанцией и новейшим аэронавигационным оборудованием, включая гироскопический автопилот и радиокомпас.
Поскольку машина предназначалась для состоятельных господ, ее оборудовали роскошным салоном на 32 места с мягкими креслами, обитыми бархатом. Стены и потолок были покрыты панелями из ценных пород древесины с инкрустацией, а между ними и внешней алюминиевой обшивкой находился толстый слой пробковой шумоизоляции, благодаря которому пассажиры могли в полете слушать музыку и общаться вполголоса, несмотря на гулкий рев четырех мощных моторов.
В хвостовой части располагался курительный салон, камбуз и две туалетные кабины. S-40 был первым в мире авиалайнером, оборудованным не только электроплитой для приготовления пищи, но и холодильником для напитков и скоропортящихся продуктов. В состав экипажа, помимо двоих пилотов, радиста, бортмеханика и стюардов, входил повар.
S-40, получивший собственное наиманование "Карибский клипер", сразу стал популярным. Самолет, обошедшийся заказчику в 138 тысяч долларов, быстро окупился и уже через несколько месяцев начал приносить прибыль. Поэтому авиакомпания вскоре заказала Сикорскому еще две такие машины, названные "Южным клипером" и "Американским клипером". Они вышли на линии в 1932 году.
Дальнейшим заказам помешала "Великая депрессия", вызвавшая резкое снижение объемов авиаперевозок, особеннно - в "пермиум-классе". Тем не менее, "клиперы" регулярно и без единой аварии возили пассажиров в течение пяти лет, хотя и не всегда - с полной загрузкой. Потом им на смену пришли более скоростные машины, а самолеты переоборудовали для грузовых перевозок. В этом качестве они летали до 1943 года.
Можно только гадать, как сложилась бы судьба Сикорского, если бы он не эмигрировал, а остался в Советской России. Возможно, его бы расстреляли как "врагов народа" Константина Калинина, Александра Пороховщикова и Евгения Гропиуса. Или - посадили в тюрьму как Поликарпова, Григоровича, Туполева, Мясищева, Петлякова, Архангельского, Бартини и десятки других "отцов" российской и советской авиации. Но одно можно сказать с полной уверенностью: такой самолет, как S-40, он бы точно не построил.
На заставке - "Американский клипер" над Гудзоном.
"Американский клипер" с эмблемой и обозначениями авиакомпании РАА.
Посадка пассажиров и загрузка багажа в S-40 на наземном аэродроме.
S-40 на плаву.
Профилактический осмотр двигателей на "Южном клипере".
Слева - карта маршрутов авиакомпании РАА, на которой помещено фото S-40 в качестве символа авиакомпании. Справа - рекламный плакат с отмеченным маршрутом "Клиперов" над Карибским морем.
Комментарии (0)