Сталин очень любил кино. И имел неплохой художественный вкус.Именно благодаря ему на широкий экран вышли такие картины, как "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Чапаев" - в том виде, в каком его увидели советские и иностранные зрители.
А в 1930-х годах с подачи Сталина при перестройке Большого кремлевского дворца на месте закрытой оранжереи появился кинотеатр, в котором тов. Сталин смотрел свои любимые фильмы.
«ЦИРК» (1936)
фильм Григория Александрова «Цирк», снятый на основе пьесы Ильи Ильфа, Евгения Петрова и Валентина Катаева «Под куполом цирка». Картина не только была смешной, но и прославляла СССР, толерантный к людям разных рас. Главную роль американской циркачки исполнила Любовь Орлова, которую называют любимой актрисой Сталина. Однако Александр Бурдонский, приходящийся Сталину внуком, рассказывал, что никогда не слышал от родственников, что вождь так ценил Орлову: «Я знаю, что ему нравилась Алла Тарасова — она ему очень напоминала Надежду Аллилуеву».
«ЧАПАЕВ» (1934)
38 раз Сталин посмотрел «Чапаева» братьев Васильевых — он сделал множество замечаний по поводу диалогов и действий героев. И кажется, правда хотел не просто положить фильм на полку или переделать себе в угоду, а улучшить его. «Здорово, умно и тактично сделано. Хорош и Чапаев, и Фурманов, и Петька. Фильм будет иметь большое воспитательное значение. Он — хороший подарок к празднику»
«ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА» (1934)
Первая музыкальная комедия сталинской эпохи открывала новое уважаемое направление, обозначенное самим Сталиным как «смешное кино». Для Любови Орловой «Веселые ребята» стали первой звездной ролью, широкую известность получил и композитор Исаак Дунаевский, написавший музыку к картине. Сначала критики отнеслись к картине скептически — ее обвиняли в несерьезности и угрожали отправить на полку, спас фильм просмотр вождя.
«ГРОЗА» (1934)
Алла Тарасова, которую родственники Сталина называли его любимой актрисой, играла в «Грозе» роль главной героини Катерины Кабановой. Сталин фильм и игру Тарасовой на закрытом показе похвалил, а также отметил вкус и большое мастерство режиссера картины Владимира Петрова. А после того, как узнал, что Тарасовой не дают такую же театральную роль из «из ревности к кино», даже поговорил с руководителем МХАТа.
«КАТЯ» (1938)
Несколько раз Сталин смотрел французский фильм «Katia» 1938 года — неизвестную в нашей стране картину об об отношениях Екатерины Долгорукой и Александра II (в СССР фильм не показывали). Внук Сталина Бурдонский считает, что тот ассоциировал происходившее на экране с чем-то из своей жизни.
«СЕСТРА ЕГО ДВОРЕЦКОГО» (1943)
Любопытно, что дубляжа зарубежных картин тогда не было: диалоги и надписи переводил министр кинематографии Иван Большаков. За это его после войны прозвали «киномехаником Сталина». Сам Большаков, кстати, на таком уровне иностранными языками не владел — ему приходилось запоминать текст после общения с переводчиками. Переводил он для Сталина и американский комедийный мюзикл «Сестра его дворецкого» — вождь смотрел его несколько раз, и умилялся эпизоду, в котором главная героиня исполняет романсы на русском языке.
«ТАРЗАН» И ВЕСТЕРНЫ
Самыми успешными в прокате в последние годы правления Сталина стали фильмы о Тарзане. По итогам 1952-го они заняли первые четыре места по числу зрителей, обогнав все советские картины. Любил приключенческие фильмы и сам Сталин. «Тарзан» был пропущен им на большие экраны с надписью «Это фильм о человеке, который от ужасов капиталистического мира бежит в джунгли и только там обретает свободу и счастье», которую сам он и сочинил. По словам Хрущева, Сталин часто смотрел вестерны, но критиковал их с точки зрения идеологии.
«ПЫШКА» (1934)
Среди понравившихся Сталину фильмов фигурирует и «Пышка» по повести французского писателя Ги де Мопассана. Картину вождь счел выдающейся и даже сказал: «Очень сильно и культурно скомпонованная вещь, поставлена с большим размахом и художественным смыслом». К тому же дважды в разговорах с начальником советской киноиндустрии Шумяцким Сталин замечал, что автора «Пышки», режиссера Михаила Ромма, забыли наградить.
«ЮНОСТЬ МАКСИМА» (1934)
Кинорассказ о революционерах-подпольщиках взволновал и порадовал Сталина. Во время показа он отпускал замечания, сравнивая поведение героев с историями из своей боевой молодости, и решал, правдоподобно ли все на экране. Кроме отдельных эпизодов, главному зрителю понравилось музыкальное сопровождение картины авторства Шостаковича.
"Хорошая картина. Смотрю уже третий раз и открываю в ней все новые и новые черты. Тема ее страшно трудная, ведь все в ней строится не на подъеме движения, ибо показываются годы реакции, не на кульминации революции, а на буднях революционной подпольной борьбы в эпоху самой мрачной реакции. Художники, взявшиеся за эту постановку, действительно пошли на труднейшее дело и с ним хорошо справились."
«ИВАН ГРОЗНЫЙ» (1944)
Во время войны режиссер Сергей Эйзенштейн фильм «Иван Грозный». фильм прошел с большим успехом и получил Сталинскую премию I степени
Комментарии (0)